Nello (nell0) wrote,
Nello
nell0

Category:

"Почему самолеты летают, а крыльями не машут?"

- Пап, а почему небо синее?
- А хрен его знает!
- Пап, а почему ветер дует?
- А хрен его знает?
- Пап, куда солнце ночью девается?
Мама:
- Отстань от отца!
Папа:
- Не-не, пускай спрашивает. Кто ж ему еще объяснит, как мир устроен?


Если наши мамы и папы не испортили нас до рождения, то мы появляемся на свет совершенными. Мы - идеальные механизмы для освоения новых знаний и умений. В младенческом возрасте мы с головокружительной скоростью осваиваем сложнейшие вещи: от владения собственным телом до понимания, что есть "мир", есть "я" и есть "другие". В раннем детстве мы с абсолютного нуля осваиваем язык, запоминаем массу новых слов и понятий, учимся их комбинировать и использовать.

Дети необыкновенно наблюдательны и любопытны. Моя девятимесячная дочка замечает все: пятнышко от капнувшего чая на скатерти, цепочку с крестиком у папы на шее, солнечные блики на обоях. И ей все одинаково интересно, все хочется потрогать пальчиком, рассмотреть поближе, попробовать на вкус. Я с тревогой и предвкушением жду, когда она начнет говорить и сыпать бесконечными "почему".

Но родители рано или поздно устают от детских вопросов. "Потому что так мир устроен! Подрастешь - узнаешь! Отстань!" - слышит ребенок, и с каждым разом желание задавать вопросы уменьшается. Родительская "обработка" была любительской кустарщиной по сравнение с профессиональным и тотальным уничтожением любознательности в школе. "Не умничай! Не задавай дурацких вопросов и не вертись! Не понял - прочитай параграф еще раз: там все написано. Это не надо понимать, это нужно ВЫУЧИТЬ! Что значит "зачем"? Затем, что я так говорю!". Детям последовательно отбивают интерес к родному языку, к чтению книг, к тому, как устроена живая и неживая природа, к тому, что было в прошлом, и так далее.

Если после школы и вуза (усыпляющие лекции, экзамены по принципу "сдал и забыл") в человеке еще остаются какие-то остатки интереса, неравнодушия, желания что-то узнавать, пробовать, творить, то их выпалывают на работе: "Делай, как говорит начальство. Не высовывайся. Оно тебе надо? Тебе что, за это зарплату повысят?"
И в итоге от цветущего пышного дерева детского любопытства остается лишь телеграфный столб.

Помните: естественная здоровая реакция на все новое, непонятное, странное - ИНТЕРЕС! Равнодушно зевать и отворачиваться, вешать ярлыки, оценивающие ничего не объясняя, вас научили взрослые, испортив вашу совершенную природу. Взрослые научили вас ничего не замечать: какого цвета обои в офисе, какие жесты часто повторяет ваш коллега напротив, какие птицы чаще всего сидят на дереве возле вашего подъезда, какого вида это дерево, сколько ступенек на вашем крыльце, какие цветы растут на клумбе возле дома… Вас приучили не интересоваться: как называется то, как работает это, почему что-то происходит так, а не иначе.

Хотите вернуть хотя бы отчасти детскую любознательность? Не бойтесь задавать вопросы. Не ленитесь спрашивать себя, других, Википедию, Гугль. Не бывает лишних знаний! Шерлок Холмс врал: наш мозг не чердак, его нельзя захламить так, что потом не найти или не впихнуть нужное. Наоборот, чем больше тренируешь память, дисциплинируешь мышление, тем легче осваивать новую информацию и работать с уже известной.

Не стыдно не знать. Стыдно - НЕ ХОТЕТЬ знать!
Tags: мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments